2014

Джазовая тема с вариациями

Гай и Мэдлин на скамейке в парке
Режиссёр Дэмьен Шазелл

Оценка — 6,1/10


Дебютная чёрно-белая картина нынешнего фестивального фаворита Дэмьена Шазелла является стильной джазовой вариацией на тему любви в жанре мамблкора с его обязательными составляющими: низким бюджетом, участием актёров-любителей и преобладанием естественных, ненаписанных диалогов. С высоты уже просмотренного «Ла-Ла Ленда» очевидно — именно из этой жемчужины и вырос впоследствии большой, красивый и неглупый фильм.

«Гай и Мэдлин на скамейке в парке» — мюзикл, в котором исходная ситуация, вынесенная режиссёром в заглавие, стремительно разворачивается перед зрителем практически на начальных титрах: Гай (джазовый трубач Джейсон Палмер) и Мэдлин (Дезире Гарсия) расстаются на скамейке в парке. Все дальнейшие события фильма показывают как герои понимают свою ошибку. Гай в метро знакомится с новой девушкой, Еленой (Сандха Кхин), отношения с которой быстро перестанут складываться — она возненавидит трубу Гая, по которой тоскует Мэдлин, пытаясь заполнить отсутствие в её жизни музыки то барабанщиком, то французом-певцом. Вскоре оба начинают испытывать приступы ностальгии и Гай и в один прекрасный момент, в отчаянии пытаясь найти Мэдлин, случайно встретит её на мосту, как раз в тот момент, когда она бросает работу и собирается уезжать из города.

В фильме почти не говорят, но он весь соткан из звуков, и речь здесь является одним из элементов общей атмосферы жизни. Несколько необязательных бытовых диалогов, лишь штрихом обрисовывающих героев, как будто являются продолжением улицы, шума города, его ритма, погружённости в обычную жизнь и внутреннего чувственного сопряжения с ней, перерастающего то в звуки свингующего джаза в одном из клубов Бостона, то в звенящую напряжённую пустоту, то в песни, написанные Джастином Гурвицом (тоже, кстати, дебютанта!). И всё это для того, чтобы в конечном итоге заставить героев вслепую бежать друг к другу, не подозревая о случайной встрече, а просто почувствовав укол вечности (уж не зонтиком ли случайно?) в область сердца.

А без сердца здесь никуда: вот нарисованный на стене Чарли Чаплин между постерами с Мэрилин Монро и фильмом «Касабланка», вот героиня с «шербургским зонтиком», сбегающая по лестнице с моста.  Фильм вообще изобилует ссылками и намёками: здесь есть чистая импровизация Джона Кассаветиса и непосредственность французской новой волны, здесь танцуют степ как в мюзиклах с участием Фреда Астера и поют так же ненавязчиво, как это делал Джин Келли, здесь камера то блуждает за героями, то пристально всматривается в них, словно пытаясь не упустить рождение непосредственной эмоции или чувства. Тем не менее, за всем этим постмодернистким собранием любимых фильмов и авторов, у Шазелла проглядывает собственное хрупкое кино, рассказывающее историю любви как чего-то необходимого, но потерянного, а затем вновь обретённого. И это обретение выражено божественным соло Гая в финале с последовавшим за ним молчаливым обменом взглядами с Мэдлин, на губах которой сверкнула едва заметная полуулыбка. Мимолётно, свежо и естественно...

GUY AND MADELINE ON A PARK BENCH | 2009 | США | 82 мин | Мировая премьера 23.04.2009