2014

Сыграй это ещё раз, Сэб!

Ла-Ла Ленд
Режиссёр Дэмьен Шазелл

Оценка — 8,2/10

С одной стороны, Дэмьен Шазелл выбрал не самые лучшие времена для мюзикла, поскольку сегодня этот жанр находится, мягко говоря, в тени. И многие люди вполне резонно отговаривали режиссёра от проекта, добавляя, что на этом его карьера и закончится. С другой, во времена Великой депрессии в 30-х годах прошлого века мюзикл снискал любовь и признание миллионов зрителей, давая им возможность забыть о депрессивной реальности и погрузиться в мир радости, иллюзии и надежды. Нынешнее время Великой депрессией, конечно, не назовёшь, но сбежать от такой жизни хочется не меньше, так что расчёт можно признать вполне верным. Осталось только соединить современность с жанром, а это ещё та задачка. Но мы все помним про «Одержимость» и одержимых людей, а Дэмьен Шазелл, судя по тому, что уже успел сделать, именно такой. Про одержимость мечтой и его новый фильм, уместившийся в четыре времени года...

«Ла-Ла Ленд», наследуя высоким образцам жанра от «Поющих под дождём» Стенли Донена и Джина Келли до «Шербургских зонтиков» Жака Деми, на выходе оказывается историей без времени: её легко представить и в 30-е годы, и в 60-е и в наши дни, когда и происходит действие фильма. Приметы времени, присутствующие в фильме, словно растворяются, затушёвываются, как в самые важные моменты затемняется и обстановка вокруг героев, фокусируя внимание зрителей лишь на их эмоциях и ощущениях, на их высказывании, на их внутреннем мире. Создавая устойчивое ощущение развёртывания истории вне времени, Шазелл словно обобщает и сам жанр, задаёт ему новую высоту. Как говорит один из героев фильма: «Ты хочешь играть для девяностолетних, хочешь законсервировать джаз, вернуть его в прошлое, а джаз — это о будущем». Вот и Шазелл в «Ла-Ла Ленде» уходит от консервации жанра и задаёт вполне видимые очертания этого будущего, рассказывая историю обретения мечты ценой возможной счастливой жизни.

«Ла-Ла Ленд» — это ещё и признание в любви к кинематографу и джазу, в названии которого обыгрывается Лос-Анджелес — то самое двойное «ЛА» в заглавии. Ведь он ни что иное как земля обетованная для всех тех, кто собирается воплотить свои мечты в жизнь, будь то мечта о Голливуде, расположенном здесь же, или о джаз-клубе в том месте, где когда-то зародился кул-джаз, подаривший миру, как минимум, «Take Five» и «My Funny Valentine» а также Дэйва Брубека, Майлза Дэвиса и Билла Эванса. Воистину, нет лучшего места для воплощения своей мечты, чем Лос-Анджелес, путь в который начинается с автомобильной пробки. Но по другому и быть не может, ведь желающих воплотить свою мечту хоть отбавляй. Номером на эту тему как раз и открывается фильм. Прямо в пробке, где впервые и увидят друг друга герои: Себастиан (Райан Гослинг) — джазовый пианист, перебивающийся случайными заработками, исполняя рождественские мелодии в кафе или попсовые песенки на сомнительных вечеринках, и мечтающий открыть джаз-клуб, где звучала бы настоящая музыка, и Миа (Эмма Стоун) — бариста в кофейне при киностудии «Уорнер Бразерс», чуть ли не ежедневно бегающая на пробы идиотских сериалов и мечтающая однажды превратиться из старлетки в настоящую звезду, как минимум, уровня Ингрид Бергман, постер с которой из фильма «Касабланка» висит в её комнате.

Связь с культовым фильмом Майкла Кёртица — одна из самых определяющих в фильме: Миа придумает название «У Сэба» для джаз-кафе Себастиана, отсылающее к заведению «У Рика», в котором произошло ключевое событие «Касабланки» — встреча героя Хамфри Богарта со своей возлюбленной Илзе в исполнении Ингрид Бергман. Сэб тоже встретит в своём кафе Миу и это станет одной из лучших сцен «Ла-Ла Ленда». Шазелл в ностальгически-напряжённом бессловесном финале открывает смысл всей картины: если твоя мечта сбудется, то придёшь ты к ней в одиночестве, потому что у тебя просто не останется времени на любовь, которая всегда является компромиссом. Вот нехитрый, но удивительно точный и тонкий нюанс. А ведь могло быть всё по-другому и магия кинематографа незамедлительно демонстрирует зрителю в ускоренном показе новый фильм, в котором на месте нынешнего мужа Мии оказывается он, Сэб. Но так всего лишь могло бы быть... И вот ностальгия по не случившемуся будущему, по утерянной возможности совместного счастья, по той жизни, которую непременно нужно было принести в жертву на пути к своей мечте средствами теперь уже воплощённой мечты становится той потрясающей мелодией, тем самым настоящим джазом, который рождается только через пережитое и потерянное (композитор Джастин Гурвиц).

Скажу больше: либо ты счастлив для себя, либо ты счастлив для других. Таков современный циничный мир, не меняющийся со дня основания его человеком. Такова цена земли обетованной, того самого Ла-Ла Ленда, который, благодаря той же «Касабланке», породил собственную романтическую формулу: «Сыграй это ещё раз, Сэм». Так сыграй же это ещё раз, Сэб!

LA LA LAND | 2016 | США | 128 мин | Мировая премьера 31.08.2016